Федерация лыжных гонок Москвы сердечно поздравляет Елену Валерьевну Вяльбе с рождением дочки!
Желаем, чтобы радости молодой мамы совпали с радостями от побед наших лыжников на Олимпиаде!
Предлагаем Вашему вниманию замечательное интервью, в котором Елена Валерьевна предсказала себе счастливое материнство аккурат к Олимпиаде в Сочи:
Елена Вяльбе: Мне стыдно, что я курю!
На прошлой неделе город Киров впервые посетила легенда российского лыжного спорта Елена Вяльбе. После нескольких деловых встреч трёхкратная олимпийская чемпионка, президент Федерации лыжных гонок России пообщалась с корреспондентом «Источника»
Елена, любовь к спорту у вас с детства?
Да, я с 9 лет начала заниматься в спортивной школе, а до этого просто на огороде на лыжах каталась. Лет с 14 уже начала мечтать, что стану олимпийской чемпионкой.
А кто привил пристрастие к лыжам?
Никто не прививал. Более того, я была довольно болезненным ребенком. Болели уши и горло. Поэтому мама долго была категорически против моих занятий. И это нормально. У меня сейчас дочь ходит во второй класс. Если бы она занялась чем-то подобным, то могла бы учиться в году максимум 2 месяца, и я тоже была бы против! Это адекватное желание любого родителя — хочется, чтобы ребенок получил образование. Но моя мама смирилась. Для меня всегда самым страшным наказанием было, когда не отпускали на тренировки из-за того, что я не выучила уроки или что-то не сделала по дому.
По дому много приходилось делать?
Да, мы жили с мамой вдвоем в Магадане. У нас был свой дом. Жили в таких условиях, что если я зимой, пока мама на работе, не затоплю печку, то у меня просто не писала шариковая ручка. Так холодно было. И я знала, что это мои обязанности. И это было совершенно нормально: воду принести, дров наколоть, затопить печь, приготовить маме ужин.
Как же вы попали в лыжный спорт?
Я часто каталась на лыжах в своем огороде с подругой, а участники лыжной секции катались мимо нашего дома и всегда нам забор заваливали. И я ругалась с их тренером, потому что весной мы с мамой этот забор опять исправляли. А однажды тренер нам предложил ходить в его спортивную школу. Мы с подружкой первым делом поинтересовались, есть ли там лыжная мазь. Мы ее жевали в то время (смеется). А так как мазь на «лыжке» была, мы пошли! Кстати, я тогда пыталась еще заниматься и конькобежным спортом, но мой лыжный тренер запретил это делать. Кроме того, до 5 класса я была солисткой в школьном хоре, ездила на концерты. И времени хватало на все. Я не знаю, как сейчас детям времени ни на что не хватает. Конечно, у нас все было расписано по минутам, но это очень дисциплинировало.
Какая из многочисленных наград в спорте более дорога вашему сердцу?
Очень сложно сказать. Скорее всего, золотая медаль, полученная на последней олимпиаде в Нагано в 1998 году. Она своеобразная, потому что у меня тогда абсолютно не было спортивной формы и я вообще не должна была участвовать в эстафете, но так вышло... Свой этап я пробежала очень хорошо, но у меня такие искры из глаз сыпались! Я понимала, что нахожусь в какой-то прострации. Стояла на пьедестале и не могла понять, что происходит. На какое-то время я как будто бы даже отключилась.
А есть у вас достижение, помимо спорта, которым вы бы очень гордились?
У меня двое детей. Это круче всех медалей! А так — ничего я особенного не делала, реки никакие вспять не поворачивала. Обыкновенный человек. Но я думаю, что для любой женщины дети - самое главное.
Расскажите про своих детей, свою семью...
Мы живем в Подмосковье с мамой, мужем, дочкой, собакой и двумя котами. Муж Максим работает менеджером в компании, и у него есть свой бизнес. А мой сын Франц сейчас в армии, служит в Москве в Кремлевском полку. Он уже взрослый - 23 года. Кстати, сейчас более демократично стало в армии, на выходные можно домой приезжать. До этого он учился в университете на государственном и муниципальном управлении, и второе высшее заочно получал на юриста. Защитил диплом и ушел служить. А дочка Полина еще маленькая, ей 8 лет. Уже 3 года ходит на бальные танцы. Она нас очень сильно замучила этими танцами - взрывала всем мозг, пришлось отвести. Честно скажу, я не очень хотела, чтобы дочка занималась лыжами или профессиональным плаванием. Все-таки бальные танцы - это более красиво и женственно. Конечно, иногда после растяжки ноги у нее побаливают, но пока не жалуется. А в школе мы, к сожалению, не отличники, у нас есть три «четверки», но я считаю, что это тоже хорошо! Она не ботаник, обычный ребенок. Конечно, с айфоном разбирается лучше, чем с книжкой (смеется). Современные дети, они немножко другие.
Последний отпуск как провели?
Буквально вчера с дочкой вернулись с Мальдив! Это было святое время! В детские каникулы всегда стараемся куда-нибудь выезжать. Мозг сразу отключается, отдыхаем. Зимой на горных лыжах катаемся, летом и осенью отправляемся в жаркие страны. Мы второй год на Мальдивы ездим, и мне очень понравилось с маской плавать - приятно, когда плывет акула двухметровая и ты рядом с ней (смеется). А вообще, мое любимое место на Земле — это Италия, мы там очень часто бываем, как правило, полтора месяца летом, а иногда и на выходные ездим. У меня там живет бывшая соратница по спорту.
Фамилия Вяльбе — эстонская? Знаете ли свои корни?
Вяльбе - это фамилия моего первого мужа. А моя фамилия - Трубицына. Мне недавно подарили два сертификата, страшно дорогие - по 200 тысяч рублей, чтобы сделать генеалогическое древо. И сразу возникло очень много проблем, особенно по маминой линии, потому что ее отец был репрессирован в Магадан, и все бумаги до сих пор находятся под грифом «секретно». И для того, чтобы вытащить все из этих архивов, маму таскают по нотариусам, она пишет доверенности. Но думаю, что скоро все сделаем. По папиной линии мы были Трубецкие. Хоть я с папой никогда и не жила, но древо нам делают в обе стороны.
Какие основные проблемы сейчас можно выделить в лыжном спорте страны?
Никаких проблем! Все так классно! (смеется) А если серьезно, то сейчас все, начиная от больших государственных руководителей и заканчивая местными властями, обращают внимание только на спорт высших достижений. Это крайне неправильно. Детские спортивные школы непонятно как выживают. Считаю, что нужно ставить тренерам и директорам этих школ памятники при жизни. А в сборной команде — обыкновенные проблемы. Главная — с допингом. Она уже настолько надоела всем! С этим злом справиться тяжело. Будь моя воля, я бы руку за это отрубала, но нет такого полномочия. Например, в Италии за уличение в допинге сажают на 8 лет, но самое лучшее наказание в Сингапуре — смертная казнь.
А что самое ценное в российском лыжном спорте?
Конечно, спортсмены! Я считаю, что у нас очень серьезная мужская команда. Жаль, но много юниоров приходит в команду со здоровьем, далеким от идеала. У нас в этом году трем юниоркам сделали операции на сердце, а две девочки бегают с кардиостимуляторами. А еще был у нас такой случай — сообщают мне как-то, что надо отправлять домой спортсмена с соревнований. Думала, правила нарушил. А оказалось, что приехал и за 3 дня похудел на 7 кг, постоянно хочет пить, и его тошнит. Я сразу поняла, что это сахарный диабет. Спортсмена отправили в больницу, у него оказалась самая тяжелая степень — два раза в день инсулин колет. И все равно остался, говорит - буду бегать.
Но ведь есть ограничения, при которых нельзя заниматься лыжами?
Конечно, мы проходим диспансеризацию, причем, достаточно жесткую, и не в спортивном диспансере, а в поликлиниках. Здесь врачи по-другому относятся. С сахарным диабетом можно бегать, но там очень жесткая диета, вовремя нужно сделать укол. Это непросто.
Какие прогнозы делаете на Олимпиаду в Сочи?
Я думаю, что 4 золотые медали нам в принципе по силам. Кто-то считает что две, но ради этого не стоит даже и ехать — это очень мало! Я сказала, что если 4 золотые медали будут, я сразу брошу курить! У меня даже дома все знают об этом.
Вы ушли из большого спорта в 1998 году. Когда в последний раз вставали на лыжи?
Так, вспомнить бы. Наверное, в прошлом году каталась на гонке. В принципе, один раз в год встаю. А так просто, для себя, не катаюсь. Мы с дочкой освоили горные лыжи и катаемся только на них!
Совершали ли вы такие поступки в жизни, за которые вам сейчас стыдно?
Мне стыдно, что я курю. Но я всегда говорю — я такая положительная, ну может ведь быть во мне хоть один какой-нибудь минус! У меня бабушка с дедушкой по маминой линии очень много курили. Бабушка курила три пачки беломор-канала в сутки, прожила до 86 лет, но умерла не от болезни, а от того, что дед умер и она не могла жить без него. Легла и не проснулась. Самая красивая смерть. А курила как паровоз. Пример, конечно, не очень хороший. Дочка вот говорит, что она никогда не будет курить, сын не курит, мама моя не курит.
У вас волевой характер. Это он приводил вас к победам или спорт сделал его таким?
Не знаю. Думаю, что-то от спорта, что-то от родителей. У меня у мамы знаете какой характер? Я по сравнению с ней просто ангел.
Какие планы на будущее, о чем мечтаете?
Так, на Северный полюс я летала, с парашютом прыгала. Сейчас хочется, чтобы ребята в Сочи мои мечты воплотили в жизнь, ну а после этого, я, наверное, хочу третьего ребенка родить и отдыхать!
Ваши пожелания читателям «Источника новостей»?
Все на лыжи! Желаю добра и здоровья.
Досье:
Елена Вяльбе
Родилась в Магадане 20 апреля 1968 года;
Награды, звания, премии: трехкратная чемпионка Олимпийских игр (1992, Альбервиль; 1994, Лиллехаммер; 1998, Нагано). Победительница 45 этапов Кубка мира, 14-кратная чемпионка мира. До настоящего времени никому не удалось побить ее личный рекорд — пять побед в Кубке мира.
Сейчас живет в Истринском районе Московской области
25 ноября 2010